«Еврей не еврей» — «татарин не татарин».

Поиски своих корней привели к удивительному открытию: в 19 веке, в Казани, евреи, занимающиеся  «предпринимательской деятельностью», а проще, купцы, брали татарские фамилии. Иногда они женились на татарках, ассимилировали, так как этот край славился своей толерантностью к торговцам. Объяснение простое: татары — торговая нация с соответствующей «торговой психологией» (не обманешь — не продашь). Они с пониманием относились к психологии евреев — слова «гешефт» и «файда» являются фетишем для обеих сторон. И правда, зачем все, если нет выгоды! И это не шутка, так как все упирается в механизм позитивного подкрепления.

Подкреплю свой месседж фактами. Династию Апанаевых  в Казани возглавил Давид Апанаев, который занимался торговлей еще в начале 19 века. Его два сына — Юсуп и Юлдаш — числились служилыми торговыми татарами, а третий — Измаил, первым из Апанаевых стал называться купцом. Еще при жизни Давид переименовал себя в Дауда («шестая графа»!).

Загадочна национальность Якова Шамова, на средства которого были выстроены 2 больницы в  Казани. Казанский купец, хлеботорговец, из старообрядцев Вятской губернии, он стал одним из самых щедрых меценатов, вложивших сотни тысяч рублей в строительство больниц и приютов (вероятно, все же русский).

Национальность другого купца первой гильдии Ицхака Апакова также невнятна. В 1844 году он был избран почетным членом первого мусульманского детского приюта Казани. Его сын, Измаил Апаков, стал почетным старшиной этого заведения (к тому времени он женился на сестре одного из основателей приюта). Директором являлся г-н  Алкин — титулярный советник. Он связал свою судьбу с татаркой, Габидой Ибрагимовой, впоследствии войдя в круг почетных людей города.

Родословная эпатажного князя Феликса Юсупова, участвовавшего в убийстве Григория Распутина», ведется аж с пророка Мухаммеда. (Одной из прародительниц была знаменитая Сююмбике — жена Казанского хана, возглавившая сопротивление Казани в эпоху Ивана Грозного). Правда, один из потомков по корыстным мотивам предал магометанство, обратившись в православие, и в награду получил от русского царя богатство, титул,  почести. С него и пошел род Юсуповых, по знатности не уступавший царскому. Вероятно, всякой удачной генетике приходит конец — князь проявил «содомские» наклонности, гуляя с бородатыми «девочками» по ресторанам, а в России это считалось грехом. Кто бы знал, что через сто лет бисексуальность и  трансвестизм станут модными, ведь они делают «рейтинги»!

                                    ЕЩЕ НЕМНОГО ПО ЭТОЙ  ТЕМЕ…

Для чего нужны авторские сайты? Чтобы написать о волнующих событиях, любимых людях, отразить то, что значимо, пережить то, что дорого.
Безоговорочно любимым стал писатель Александр Куприн — с ним прошла юность, его эмоции слились с собственными, его творческий язык был взят как образец поклонения и подражания. Когда же выяснилось, что Александр Иванович был по матери татарином из княжеского рода Куланчаковых, то возникло понимание его мятежной души. Конечно, все мы родом из пятисотлетнего «ига» (хотя, какое это иго? все друг друга перелюбили, все переженились!) — вероятно, этим объясняется базовая  юнговская агрессия на словесный стимул «татарин» (известная пословица «незваный гость хуже татарина»). А по сути: что значит национальность? Да ничего! Происки лукавого ума для стигматизации по национальному признаку! А еще — поиск предмета национальной гордости. Вот поэтому и создана рубрика «Татарин не татарин».

И все же Александр Куприн задал своим современникам (да и последователям) загадку. Почему писатель, проживающий в России, с отчеством «Иванович», но с очевидными татарскими корнями (достаточно посмотреть на его «ханскую» бородку — у татар скудно растут волосы на подбородке, никакой тебе «бороды с лопату»), написал оду на еврейскую тему?! Его «Суламифь» стала гимном любви! (Если Спилберг снимает «Мюнхен» и эпохальный фильм о холокосте «Список Шиндлера», то это понять можно: отдача кармических  долгов своей нации, но при чем здесь татарин-Куприн!). Я «таки» нашла ответ. Да, все дело в любви — любви к женщине, и она, увы, не была татаркой, иначе  вместо «Суламифи» мы бы получили не менее чудесное произведение под названием «Сююмбике».

 

Поэтесса Анна Андреевна Горенко взяла псевдоним Ахматовой, решив, что она произошла из рода ордынского хана Ахмата. Трудно понять, на чем основывалось это убеждение, так как найти свои корни в Золотой Орде довольно проблематично (отсутствие оседлости, кочевой образ жизни, поэтому  ни цивилизованных библиотек, ни архивов, ни каких-либо внятных документов о родословной). Может, эта  семейная легенда определила род занятий, страстную увлеченность и профессию ее единственного и горячо любимого сына?! Сын Анны Ахматовой и поэта Николая Гумилева  выбрал  неожиданную специализацию  востоковеда-тюрколога, создав свою концепцию симбиотического взаимодействия монголо-татар и славян и тем самым сильно расшатав веру в разрушение Руси «завоевателями». Александр Невский, по его мнению, был осознанным союзником золотоордынцев, использующим влияние хана Батыя для укрепления своей власти и борьбы с братом-«западником» (он даже стал приемным сыном хана).

Отважность ученого,  выстоявшего против  нападков коллег  и обвинений в непатриотичном поведении, была оценена современными татарами – в центре столицы Татарстана возведен памятник Льву Николаевичу Гумилеву с выбитыми словами: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы».

Но вот ведь какое дело! Другие ученые обвиняли Гумилева в антисемитизме, так как он создал иную концепцию, весьма субъективную и противоречивую, касающуюся  взаимоотношений «пришлых» евреев с коренным населением!   Согласно «Великой Векипедии» J Гумилёв о евреях писал следующее: «Проникая в чуждую им этническую среду, {они} начинают её деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря — жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают её аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство». (Хайль!).

Лев Гумилев являлся автором пассионарной теории этногенеза. «Под пассионарностью при этом понимается генетически унаследованная или приобретенная в результате мутаций повышенная способность поглощать отдельными людьми больше энергии из окружающей среды. В отличие от них субпассионарии — лица, абсорбирующие «меньше энергии, чем это требуется для уравновешивания потребностей инстинкта» (Ю.Бромлей, «Знамя», 1988, №12). Согласно его учению существуют прогрессивные – пассионарные этносы, и регрессивные, обреченные на вымирание, –субпассионарные. Вообще-то, внимательное прочтение основ этой теории приведет к неизбежному выводу: ницшеанство! Что же, успокаивает лишь одно обстоятельство:  татарский этнос, ровно как и еврейский, относятся все же к  «пассионарным». Но автор предостерегал: нельзя объединять пассионарные этносы, иначе возникнут «химерные образования», а они аутодеструктивны!

Смелость, порой дерзость, с которой исследователь высказывал свои взгляды, поражает – независимо, татарская или еврейская эта тема. Вероятно,  в результате своей очевидной незаурядности он дважды был репрессирован сталинским режимом и провел в лагерях в общей сложности десять лет. Автор пассионарной теории этногенеза, тем не менее, прожил долгую творчески плодотворную жизнь.

Комментарии можно оставить в разделе "Отзывы"