Рецензии («Безумие»)

Лейла Шайдукова «Безумие»

Книга привлекает новым жанром — психоаналитический детективный рассказ. Окружающий мир, по мнению автора, всего лишь материал для сюжетов, а всё написанное основано на сильных впечатлениях от работ психоаналитиков Зигмунда Фрейда и Карен Хорни, книг Ирвина Шоу, полотен художников Иеронима Босха и Франсиско де Гойя.

Уже с первой страницы книга захватывает и затягивает в водоворот жизненных историй её героев, и, как в реальной жизни, всё начинается с рождения нового человека — личности, а заканчивается смертью, не всегда физической, сколько моральной, личностной, духовной.
Немного смущают рассуждения автора о причинах и следствиях той или иной проблемы и присутствие в тексте психологических и психиатрических терминов, но всё это компенсируется водоворотом описываемых событий. Ты начинаешь жить и чувствовать, как многочисленные герои книги, видеть мир их глазами и одновременно осознавать, что находишься в другом мире и живёшь своей жизнью. Нет смысла излагать содержание книги, главное и ценное в ней то, что она написана интересно, эмоционально. Читая её, ты то оказываешься в кресле напротив психоаналитика, то переживаешь эмоции маньяка во время его охоты за очередной бабочкой для своей страшной коллекции.

Собственно, название книги «Безумие» как нельзя лучше отражает её содержание. Многие события в нашей жизни невозможны с точки зрения логики, а уж тем более те шутки, которые способно выкинуть с человеком его подсознание. Грань между нормой и сумасшествием, психологией и психиатрией зыбка и почти что не осязаема. Сложно определить одним словом своё собственное отношение к людям, находящимся вне установленной обществом нормы. А главное, возникает вопрос: «Что такое нормальность? Кто её определил?» Просматривая иллюстрации художников и личные фотографии писательницы, размещённые в книге, и к которым относят читающего ссылки в тексте, лишний раз убеждаешься, что все определения нормы расплывчаты и неточны, а значит, для каждого человека она своя…

Цитата: «В детстве меня поразила картина, в которой огромное страшное чудовище — получеловек-полузверь держит в руках фигурку обнажённой женщины без головы. Это видение, запечатлённое художником, меня потрясло. Лишь потом я узнал имя автора — Гойя, а картина называлась «Сатурн, пожирающий своих детей».

(Из сайта http://gazetazp.ru/2009/68/14)

Предисловие ко второму изданию

Уважаемый читатель!

Взяв в руки эту книгу, прочитав первые страницы, Вы почувствуете как погружаетесь в мир до боли знакомый, но иногда неприятный и нередко нам мало понятный. Жизненные перипетии, мнимые «гламурные» вершины, рутина хлопот и самое дно общества отражаются в разнообразных и удивительно ярких портретах наших современников, пронизывая их судьбы, психологию, мировоззрение, добрые и ужасно неправедные поступки. Хитросплетения сюжета, злой рок в жизни многих героев, любовь и преступления постепенно делают чтение напряженным, захватывающим, даже пугающим. Но Вы не сдаетесь. Не сдаетесь из интереса, из-за нормального, присущего всем нам любопытства. Не сдаетесь, потому как чувствуете, что в психологии персонажей, их образах, относительной социальной норме и клинической патологии с присущими ей болезненным восприятием, расстройствах психики и даже расщеплении личности, Вам помогает разобраться профессионал. Это специалист, врач, психолог, психотерапевт, психоаналитик, эксперт, семейный и личный советник. Он не только помогает Вам, он консультирует, исследует, изучает и стремится помочь внутренним переживаниям, смятениям души. Его дело, его стремление исправлять судьбы своих героев, своих пациентов. Догадались? Да это же сам автор. Это он профи. Он специалист своего в высшем смысле ремесла, чудодейственной профессии, искусстве врачевания. Автор, создавая стиль «динамического литературного экспрессионизма» приглашает нас самих думать, анализировать, мыслить и раскрывать все многочисленные криминальные и психологические кроссворды в судьбах героев. И если наших с Вами разума и опыта оказывается недостаточно, на помощь приходят корифеи психологии, психотерапии и психоанализа — Фрейд, Хорни, Юнг, Адлер. Не все они оживают яркими образами в книге, но, тем не менее, они помогают профессору, врачу, автору, нам своими методами различной «психотехники», проводить тщательнейший анализ человеческой души, проникнуть в ее потаенные и самые сокровенные места — те глубины, где кроются истоки переживаний и поступков героев, о которых они сами и не догадываются. Введение автором иллюстрированного ряда, а это работы Эрнста, Дали, Шуле, Климта, других мастеров, как бы намеренно позволяет еще ярче прочувствовать радости, прелести жизни и любви. Но в то же время зрительные образы предупреждают нас об опасностях и тяготах болезни, страданий, смерти.

Философская канва авторского повествования направляет читателя к идеям правильности и благородства поступков, позволяет осудить зло, причиняемое другим, при этом по мере своей возможности автор учит помогать и протягивать руку помощи оступившемуся, заболевшему и заплутавшему. Криминальные и криминологические (с раскрытием характера и смысла деликтов) сюжеты крайне запутаны, но без любви к делу, профессии, правонарушение, мотив, личность, порок, характер либо болезнь преступника не будут раскрыты, так же как и не распутается весь клубок детективных хитросплетений, а насильника или убийцу не постигнет заслуженная кара.

И если Вы не врач, не психиатр, то Вас ждет анализ и синтез внутри мира необычайно удивительной и динамичной профессии. Повседневный труд придворных слуг этой профессии — врачей, психологов, быть может, мало заметен для общества, иногда он почему-то презираем и осуждаем, также как несправедливо клеймятся печатью презрения нуждающиеся и глубоко душевнобольные люди — пациенты этих врачей. При этом мир и общество пока еще всегда остается взбудораженными и любопытствующими из-за криминальных, агрессивных и сексуальных поступков очередного «джека потрошителя», «чикатило» «битцевского» многоэпизодного серийного правонарушителя — «маньяка», как непрофессионально и по бытовому говорят о таких случаях в СМИ. Что делать? В этом тоже есть особенности социальной психологии, коллективного поведения, восприятия индивидуумов, наших уровней образования, общественного развития, культуры и субкультуры, наконец, общественного прогресса. И в этих случаях в разы возрастает интерес не только к аномальному преступнику и его криминалу, но и к психологам, психиатрам, их деятельности, компетентности, профессиональной и экспертной оценке, выносимой для суда по таким вот архисложным и резонансным делам.

Автор желает нам «увлекательного чтения», поэтому нам с Вами только остается погрузиться в мир героев этой книги и в течение дня-двух испытать шок, катарсис, пережить очищение от прочитанного, почувствовать озарение — инсайт от догадки и, возможно, раскрытия не только детективного, но и медицинского сюжета.
Однако, если Вы профессионал — врач или психолог, и состоите в элитной психиатрической когорте, то неизгладимые впечатления оставят след в Вашей душе. И кто знает, возможно, у Вас возникнет желание рассказать автору о случае из своей практики, поделиться с ним многоцветной мозаикой еще одного клинического сюжета, а быть может, Вы поведаете ему занимательную историю своего собственного жизненного опыта. Но тени сомнений не останется у Вас в оценке и переосмыслении своего пройденного в медицине пути. Вы почувствуете в очередной раз, что в свое время абсолютно верно приобщились к очень нужной и важной для общества профессии, смысл и дело которой — искусно врачевать, помогать нуждающимся, стремится исцелять и сохранять человеческие души.

Профессор
Психиатрии
Макушкин
Евгений