Англия, Великобритания, Объединенное Королевство UK — названия страны, доминировавшей в нашем «проанглийском» воспитании. Думаю, меня поймут выпускники английских школ, которым со второго класса «ставили произношение» (зачем оно, если европейцы говорят на английском без всяких вымученных правил грамматики, без перфектов и времен, но бегло, доступно, понятно!?). Посещение Британии — святая обязанность повзрослевших учеников, претворение в жизнь главного фетиша детства, реализация мечты пубертата с огалтелой битломанией, воплощение фантазий юности после знакомства с «Квин» и их «Богемской рапсодией» и шока от первой рок-оперы «Gesus Christ — super star». Словом, чтобы расправиться с пафосом прошлого и осуществить его «десимволизацию», надо упорно стремиться в Англию.
Задача, как оказалось, не из простых. Однажды, по частному приглашению, мне это не удалось, так как я не была готова к вопросам о нефиксированных доходах, желании остаться там навсегда, религиозных пристрастиях (уж не исламская ли фундаменталистка?!), и вообще, зачем мне сдалась эта Англия. В «отстойнике» посольства две растерянные подруги из провинции пожаловались на то, что вежливый визовый офицер спросил, не лесбиянки ли они. Прожив с сыном в Москве больше недели и оставив там месячный профессорский оклад, заплатив за визу немалую сумму в дорогостоящей английской валюте, я получила отказ с какой-то невнятной формулировкой. Моя реакция была бурной, но недолгой. Через семь лет я без затруднений получила ту самую вожделенную визу и посетила мечту своей юности, так как к тому времени за плечами было более десятка «Шенгенов» (надо отдать должное англичанам: если уж они доверяют, то до конца — виза была открыта на полгода).
Сухопутный путь в Англию невозможен без пересечения европейских границ. Переночевав во французском отеле Лилля, — небольшого города, который можно обойти за три предутренних часа и который известен еще из «Трех мушкетеров» (палач миледи из Лилля), — мы направились в Кале. Этот портовой городок, тем не менее, известен, как оплот мужества в период вторжения англичан. Они владели Кале около двух столетий и были изгнаны в середине шестнадцатого века. К сожалению, не удалось посмотреть на групповую статую «Защитники Кале», о которой я узнала уже по возвращении, так как паром до Дувра не ждал, и надо было переправляться через Ла Манш.
Вообще, речные и морские путешествия очень привлекательны, это я еще поняла по плаванию в северные страны на пяти паромах. Во-первых, притягивает сама вода с небесными просторами, встречным ветром и брызгами; во-вторых, на этих кораблях кого только не встретишь! На куске плавучего судна, как в Ноевом ковчеге, особенно остро чувствуется связь с европейскими соседями и приходит осознание, что ты — человек мира. Когда вдали показались светящиеся под солнцем меловые горы Дувра, стало понятно, что уже совсем близко исполнение задуманного.
Программа предстояла насыщенной. Закрыть гештальты начальной школы было немудрено: Трафальгарская площадь с каменными львами, статуя адмиралу Нельсону, Тауэрский мост, британский Парламент, Вестминстерское Аббатство, Биг Бен, Пикадилли, Собор Святого Павла — все как в путеводителе из топика, который мы сдавали в восьмом классе на экзамене по английскому языку. А дальше начались удачи, посланные «Богом путешественников». Чуть ли не впервые в истории открылся Букингемский Дворец для посещения туристами — королева на месяц уехала в Шотландию. Было удивительно рассматривать ее корону, драгоценности и даже свадебное платье. Впечатление завершила смена караула у дворца. Незабываемое зрелище!
Волнительным оказалось и посещение Парламента (его члены ушли на каникулы); при живом воображении можно было представить заседание Палаты Лордов. От похода в Тауэр я отказалась (так же, как через два года откажусь от Шильонского замка в швейцарском Монтре — не люблю темниц!), зато провела четыре часа в Британском музее. Египетские залы великолепны, лучше — только в Каире (как остроумно заметил наш гид: «Самые знаменитые музеи — это собрание украденных экспонатов»).
Чтобы совсем избавиться от наваждения детства, пошла в музей восковых фигур мадам Тюссо. Комната ужасов, камера пыток, игрушечная железная дорога с «сюрпризами» — все прекрасно, но невовремя (эх, вернуться бы в прежние годы!). Впрочем, фотографии рядом с восковыми фигурами Битлов, королевы Елизаветы, Мерилин Монро, Элвиса Пресли и других знаменитостей получились неплохо. Неподалеку располагался музей Шерлока Холмса со знаменитой статуей великого сыщика, что завершило детскую тематику.
Более поздние эстетические желания, возникшие в зрелом возрасте, были полностью удовлетворены в Национальной галерее. Я провела там более шести часов и не захлебнулась от притока эпикритических эмоций. Это было наслаждением. Вероятно, от полноты чувств обострилось восприятие. Даже сейчас, по прошествии нескольких лет, явственно вижу залы Национальной галереи, расположение картин в них: Гейнсборо, Рейнолдс, Тернер, Констебль, зал любимого Ван Гога с его ксантофилическим оранжевым букетом ноготков… Гедонистическое удовольствие было вызвано еще и тем, что я основательно подготовилась к походу в музей и просто ждала встречи с теми полотнами, о которых так много читала и иллюстрации которых собирала в серии «Художественная галерея». Действительно, надо не только смотреть на картины, надо их видеть и этому обучаться.
Как психиатра, меня заинтересовало то, что я бы назвала «феноменом Тернера». Это пример того, насколько талант и способности автономны, интактны к внешним воздействиям и независимы от них. Уильям Тернер родился в 1775 году и прожил 76 лет — немалый срок для того времени. Его мать страдала душевным расстройством и умерла в клинике для умалишенных. Мальчик с детства был крайне замкнут, с трудом разговаривал, плохо понимал речь окружающих, поздно освоил письмо и чтение — окружающие считали его «дурачком». То немногое, что он умел хорошо делать, это рисовать. Карьера художника у него была головокружительной: в возрасте десяти лет он поступил в художественную школу, в пятнадцать лет он уже посещал Королевскую академию и выставил свою первую акварель, к двадцати двум годам организовал свою первую выставку картин, написанных маслом, через пять лет был избран действительным членом Королевской академии, а через год и профессором. Росла его известность, а вместе с ней и благосостояние. Прожив успешную жизнь, проявив до конца весь свой талант, Тернер вновь замкнулся, психологически одичал и стал называть себя чужим именем, вернувшись к тому, с чего начал.
В углу одного из залов Национальной галереи висит его картина — «Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога», написанная накануне семидесятилетия художника. Поразительно, в ней столько движения, сырости, свиста ветра, воя мчащегося паровоза! (Откуда такие свежие, яростные ощущения у старого человека? Только от таланта).
Лондон — это общепризнанный центр современного искусства, поэтому необходимо как минимум посетить галерею Тейт, что и было сделано. Современные инсталляции «цепляют», возбуждают и успокаивают одновременно, дают возможность абстрагироваться от суетной мелочности, но одновременно выделить мелкую деталь бытия. Я люблю современное видение мира молодых бунтарей, от него кровь течет быстрее.
Один день в столице Объединенного Королевства стал «морским». Сам отель, в котором я провела четыре ночи, расположился в Докленде — бывшем лондонском порту (недорогой, но приличный: на столике электрический чайник, кофе, чай, сахар, печенье — не по-западному гостеприимно). Ранним утром, проехав под Темзой по знаменитому тоннелю, попадаем в Гринвич, где когда-то было принято решение поместить нулевой меридиан. Трудно придумать лучшего символа путешествий, так как, встав одной ногой по одну сторону от линии, а другой — по противоположную, оказываешься в двух частях света — «Восток- Запад». Конечно же, здесь и фото и сертификат (по 2 фунта), восторги и прочее, но главное — с высоты открывается замечательный вид, так как здесь же располагается Королевская обсерватория.
Морскую тематику продолжил Морской музей — один из самых крупных музеев Европы. Особенно запомнилась инсталляция «Титаника» — с фильмом, музыкой, качкой, иллюминатором и настоящими фрагментами корабля погибшего судна. Речная прогулка на кораблике по Темзе завершила водную тему. Проплывая мимо современной «прибрежной» архитектуры, невольно приходишь к мысли, что плохой вкус и алчность наблюдаются не только у российских нуворишей, но и у умеренно-осторожных англичан. Стекло и бетон просто ужасны на фоне старины. (Неужели и в Петербурге обезобразят Васильевский остров мегаломаническим новоделом?!).
Из развлечений — лишь прогулка по Сохо и лондонским пабам, так как времени катастрофически не хватало. В старейшей пивной поры королевы Виктории (а именно с этой правительницы начинаются «легенды королевского дома») я просидела пару часов — было любопытно наблюдать за англичанами. Они оказались довольно общительными и дружелюбными без какого-либо налета английской чопорности. А вот пиво проигрывает чешскому и немецкому.
Лондон немыслим без своих парков. Пройдя десяток километров по живописному кварталу Сохо, наконец, успокаиваешься на искусственной траве одного из них (самые популярные — Гайд-парк и Риджент-парк). Тогда, в теплый августовский день ездили по своим дорожкам велосипедисты, валялись под раскидистыми деревьями влюбленные, забивали мячи футболисты, в отведенном им уголке горячо проповедовали ораторы, где-то вдали мелькали наездники на своих скакунах, неутомимо бегали люди всех возрастов. А ведь я еще не добралась до озера.
Весь следующий день заняла поездка в Виндзор с посещение летнего королевского дворца (хорошо, что успели до пожара), прогулка в Итон с осмотром престижного частного Итонского колледжа, в котором учились августейшие особы и сын принцессы Дианы. Последним пунктом программы значился замок Вильгельма Завоевателя и Кентерберийское аббатство. Замок не осилила — высоко, далеко, да и выдохлась немного, а для аббатства кураж еще остался. Все из-за пресловутого «символа детства» — «Кентерберийских рассказов» («Canterbury Tales»), по которым мне поставили на экзамене по английской литературе четыре балла (За что?! Несправедливо!).
Это — шутка, а если всерьез, то в Англию надо обязательно поехать, хотя бы, чтобы поучиться ее консерватизму, позвонить из старой телефонной будки красного цвета, покататься в первом в мире метро, поглазеть на прохожих из алых двухэтажных автобусов,
послушать бой часов Биг Бена, осмотреть панораму города с высоты гигантского колеса обозрения на набережной Темзы.
Попасть в Британию трудно, расставаться еще труднее. Но, как поют «отечественные» Титамир и Лемох из старого состава «Кармен»: «London, good by!»