БОЛГАРИЯ
Монастырь Рила
Этот монастырь расположен неподалеку от деревеньки с одноименным названием, которая находится между самых высоких гор страны, что на юге Болгарии. Получилось так, что мне всегда нравилось бродить по религиозно-культовым местам и … кладбищам, причем, церкви, соборы, мечети должны быть старинными, намоленными, впитавшими дух предыдущих поколений, а кладбища — чистыми, благопристойными, давшими достойное убежище для достойных людей. Хорошо, если обители веры и скорби представляют художественную ценность.


Через два года состоялась другая поездка по Западной Украине и тоже по очень интересному маршруту. Мы жили в гуцульских резных домиках среди гор, по вечерам хором дружно пели песни про Карпаты — тогда все делали «хором и дружно», а потом отправлялись дальше, в Каменец-Подольский, Львов. Именно в этом городе я впервые поняла, что кладбище может быть произведением искусства. Во Львове оно было польским. Католичество вообще тяготеет к роскоши, поэтому не удивительно, что здесь скопилось большое число богато украшенных надгробий, постаментов, статуй. Помню один трогательный памятник в белом мраморе — лежащую девушку, чья одежда складками свисала вниз — это старый отец оплакивал свою юную дочь. Потом видела много кладбищ, и в Москве, и в Париже, много свидетельств утраты, но то беломраморное изваяние скорби оказалось самым запоминающимся).
Монастыри — еще одна интересная тема для путешественников. Неподалеку от моего родного города Казани стоит Раифский монастырь — довольно популярное место «паломничества» горожан. Из Раифского источника течет удивительная вода — ничто не способно загрязнить ее. И вот что поражает: место исхоженное, ставшее почти светским из-за напора прибывающих отовсюду туристов, а святость присутствует. То же самое относится к Рильскому монастырю — толпы посетителей не испортили его чистоты.
Красота здесь необыкновенная! Вдали от суетного мира, в пустынном месте среди гор, около бурной речки Рильска, окруженное негустым лесом, стоит архитектурное чудо. Лет ему совсем немного, так как прежняя старая обитель сгорела в 1833 году, а новая восстанавливалась на пожертвования почти полторы сотни лет, — сокровищница в восточном крыле открылась для просмотра лишь в 1961 году. В ней среди прочего можно увидеть деревянный крест с вырезанными 1,5 тысячами фигурками — он датируется концом 18 века. Из старых построек сохранилась Башня Хрельо 14 века. Собор хорош полосатой черно-белой кладкой и яркими фресками. Внутри тоже великолепно: огромный десятиметровый иконостас покрыт резьбой и позолотой. По двору деловито ходят суровые монахи; один из них огибает собор, постукивая палкой по бревну, — пора на молитву. Говорят, распорядок в этих местах жесткий: встают спозаранку, ложатся летом в восемь, а зимой и того раньше — в пять вечера. Слушая мерный стук, подумалось: неплохо бы посетить скальные монастыри в Метеорах, что в Греции, и Синайский монастырь в Румынии. Есть куда ехать и что познавать. Действительно, хорошо!
Пловдив
Этот город надо обязательно посетить, чтобы познать «другую Болгарию». Пловдив находится в центре Фракийской долины, на пути из Софии в Стамбул — дорога эта древняя, римская, а жили здесь долгое время турки-османы, поэтому в Пловдиве невообразимое смешение стилей, времен и эпох.
СОФИЯ


Возвращаясь из поездок, сразу же открываешь путеводители по стране, которая осталась позади, — в памяти, а она, как известно, субстанция ненадежная. Возникает желание запечатлеть увиденное, осмыслить услышанное, перевести наивные восторги в русло более зрелой логики. И тут, хоть плачь, натыкаешься на мнение составителей «Rouge guide» из далекой Англии типа: «Столица Болгарии СОФИЯ со своими невзрачными предместьями и обшарпанными старыми зданиями может вам не понравиться». Остальной текст — беспомощная попытка авторов улучшить первое впечатление и реабилитировать «обшарпанную» страну. В общем-то, ситуация ясна: путеводитель составлялся, вероятно, в 90-ых годах, когда всем нам — странам бывшего «соцлагеря» — приходилось туговато, но культура наша — вечная, и города — не на десяток лет.


Софию, иначе как «красавица-София», никогда не называли, потому что основана она 3 тысячи лет назад, потому что помнит и фракийские племена, и римских наместников великой империи, и турецких завоевателей, и русских солдат, освободивших страну от османского владычества. Красота Софии — в ее уникальных памятниках разных эпох. А их смешение просто поражает!



Этот город эпохальный для болгар, здесь принимались основные решения. Более двухсот лет он был столицей Второго царства — с Х11 по Х1V века, именно здесь после свержения османского ига создавалась первая в свободной Болгарии конституция, именно здесь была провозглашена Народная Республика Болгария. Для путешественников этот город является идеальным для праздного шатания по старым стилизованным улицам с провинциальными домиками и узкими переулками, нависшими над рекой. Если хочется подольше побродить под южным солнцем вперемежку с ветром (от такого сочетания просто дух захватывает, а летом такая погода в Болгарии — обычное явление), то надо отправиться к средневековой крепости Царевец. Вот уж где раздолье!
Страна больше аграрная, поэтому и уклад патриархальнй. (В прежние времена радостного социализма дружественная Болгария нас очень выручала своими соками, консервированными овощами и фруктами. Сейчас ей тяжеловато приходится, так как заводы, выстроенными нашими специалистами, пустуют, а на «консервах» новую экономику не построишь). И все же болгары — народ стойкий, по-христиански терпеливый и очень скромный, поэтому работают на совесть, не ожидая «золотого дождя». Зачем? Ведь он вокруг!
Климат в Болгарии удивительный — комфортный и очень здоровый; вокруг раскиданы плантации роз, их запах преследует повсюду. Проезжая по стране, невозможно не заметить — болгары живут непритязательно: крошечные домики, намазанные белой глиной, плетни с перевернутыми кувшинами, несколько кустов южных растений, пара стогов сена, огород с перчиком и зеленым горошком. У народного болгарского писателя Ивана Вазова есть такие строки, с которых начинается его известная книга «Под игом»:
«В этот прохладный майский вечер чорбаджи Марко, одетый по-домашнему, в халате, с непокрытой головой, ужинал вместе со своими домочадцами во дворе. Хозяйский стол, как всегда, был накрыт под виноградными лозами между прозрачным и холодным ручьем, который, как ласточка, пел день и ночь в своем каменном желобе, и высокими кустами вечнозеленого самшита, темневшими у ограды. Зажженный фонарь висел на ветке сирени, и пахучие кисти дружески клонились над головами сотрапезников».
Что касается трапезы, то мне довелось попробовать очень простые, но сытные и довольно обильные порционные блюда местной кухни. Главное их отличие в том, что дают много салата и везде красный перец. За обед с красным местным вином надо заплатить совсем немного. Вернувшись, я все-таки посмотрела рецепты болгарской кухни — это была знаменитая кулинарная книга «Искусство готовить», изданная в 1987 году в Софии и написанная Софией Смолницка, а также небольшая книжечка кулинарных рецептов Ирены и Ганса-Дитера Нерлиха «В гостях у друзей», изданная в Москве в 1977 году. Болгарская кухня пестрела непонятными названиями: «таратор — холодный суп с огурцами», «болгарский суп чорба-топчета», «гювеч из рыбы», «чилбир — закуска», «кебапчета», «дювеч» (было очевидно, что часть блюд турецкого происхождения — пятисотлетнее проживание «под игом» внесло изменение в национальную кухню болгар). Вот оригинальный по своей простоте рецепт блюда под названием «кебапчета».
Пропустить мясо (400г. говядины, 400г. свинины) через мясорубку с мелкой решеткой, смешать фарш с солью, перцем и хорошо промесить. Сформировать из фарша колбаски длиной 5 см и толщиной 2 см и поджарить либо на сковороде, либо на решетке. Подать вместе с картофелем, жаренным соломкой, белым хлебом, сладким перцем или нарубленным репчатым луком.
Вот так все просто!