ЛИХТЕНШТЕЙН

Вадуц

 После  посещения  Монако мне казалось, что  это  крохотное государство — предел минимализма, но  я ошиблась.  Княжество Лихтенштейн, расположенное между Австрией и Швейцарией, еще один пример того, как можно независимо существовать несмотря на свои скромные размеры. Впрочем, независимость пришла только в двадцатых годах прошлого столетия, а до этого княжество  входило в состав Австро-Венгрии, еще раньше — в состав Германского союза, сейчас же согласно таможенной унии оно связано со Швейцарией. Государство, в котором нет своей армии, полиции, но есть  машиностроение, легкая промышленность, виноградарство, молочное животноводство  (во всяком случае, так написано в популярных справочниках). Нам же, бывшим жителям Советского Союза — «ботанам» и филателистам,  Лихтенштейн известен своими марками.

(Марки! Повальное увлечение подростков семидесятых из «спецшкол с английским уклоном». По ним мы знакомились с живописью, скульптурой, по ним постигали географию и историю. Сколько недетской страсти было вложено в эти кусочки бумаги! Марки научили нас копить и ценить накопленное, желать и достигать желаемого, они открывали нам мир и прекрасное в этом мире. Заветные альбомы — предмет зависти и вожделения одноклассников — делали нас героями одного дня, а если повезет, то и всей недели. Филателисты кучковались, «шифровались», объединялись в общей эйфории  открытий и приобретений, понимая друг друга с полужеста,  полуслова. Повзрослев, они  стали культурными люльми,  многие добились немалых успехов в жизни).
Гулять по столице Лихтенштейна, городу Вадуцу, одно удовольствие, так как здесь всего  две улицы. Вдали, на горе, виден замок, он же внизу — на макете. На детском паровозике  объезжаем город: банк, почта, музей, статуи лошадей, крошечные садики,  пара кафе —  вот, пожалуй, и все. Да, еще сувенирные лавки с кепками, брелками, флажками, лакированными открытками, тряпичными куклами, колокольчиками (швейцарская тематика, так как коровы на альпийских пастбищах общие) и марки, марки, марки. В современном, черно-зеркальном здании музея обилие фламадской живописи, но здесь, на природе,  она воспринимается особенно органично.