«Татарин не татарин» – «еврей не еврей»

Судьба «роковых» женщин прошлого кружит головы моим современницам (вероятно, и мне тоже). О них хочется читать, про них узнавать, им подражать. Это относится к ГАЛЕ — жене скандально известного художника Сальвадора Дали. Ее происхождение туманно, хотя официально она проходит как ЕЛЕНА  ДЬЯКОНОВА (Ивановна, Дмитриевна?) — дочь чиновника, падчерица адвоката. Намекают, что отчество своего отчима. Дмитрия Гомберга, она взяла неслучайно. Якобы, она являлась его «тайной» дочерью. Маловероятно. В 70-ых, в газете «Вечерняя Казань», вышла в свет статья, в которой приводились данные изысканий: Гала, на самом деле, была татаркой по имени Галия — крещеной татаркой. И правда, глубоко посаженные глаза-черносливы, азиатские скулы, да еще эта нерусская куражность, бешеный темперамент. Почему-то я верю в эту версию.

ххххх

В России всего было много, и поэзии тоже – так талантливая же страна! Когда Осип Мандельштам  опубликовал свои первые стихи, никто еще не подозревал, что он возглавит список «поэтов-уклонистов» (уклоняющихся от прославления  линии коммунистической партии) и «поэтов-отклонистов» (отклоняющихся от той же самой линии). Блок написал поэму «Двенадцать», очарованный романтикой диктатуры; Есенин стал деликвентным певцом России и даже непокорный Маяковский вдохновился  строительством коммунизма, причем, вполне искренне, не подозревая, что тридцать седьмой год все проявит. Все рано погибли. У одинокого Мандельштама при Сталине не было будущего, но оно было у  Бориса Пастернака и Анны Ахматовой – мучительное,  отверженное, но было! Удивительно, но эстафету оппозиционного мироощущения приняла тоненькая девочка с певучим голосом – БЭЛЛА  АХМАДУЛИНА.

Ее выбор необъясним с точки зрения тогдашней (да и настоящей) логики: успешная, защищенная (ее отец являлся зам. министра, а мама работала переводчицей  в КГБ – так, во всяком случае, гласит Великая Википедия). Татарка по отцу, она, вероятно, была бунтарем по духу. Вкус у Бэлы Ахатовны был отменный – даже в выборе спутников жизни: Евгений Евтушенко, Юрий Нагибин, Борис Мессерер – все неординарные личности. И дружила она тоже с людьми незаурядными – Виктория Токарева, Андрей Битов. Вот уж действительно, в России всего много – и талантов тоже. Только  их надо  найти.

 ххххх

Талант Софьи Губайдуллиной отыскался сразу. По-другому и быть не могло.  Хотя непонятно, откуда он? В ее семье не было композиторов, никто профессионально не занимался музыкой – вот такие случаи и называются «от Бога». Помню, в 1971 году в Москве, будучи задумчивым одиноким подростком, я бегала в кинотеатр «Баррикады», где шел новый мультфильм «Маугли». Впечатление потрясающее! Гас свет,  освещался «широкоформатный» экран, огромными буквами появлялось название мультфильма и звучала тягучая музыка. СОФЬЯ ГУБАЙДУЛЛИНА! Уже позже, я ловила все, что было ею создано – так «заякорились» прежние ощущения, так необходимы были в этом трудном  взрослом мире яркие воспоминания детства. Как ей, татарке, удалось «протолкнуть» свой талант на мировой уровень? Нет, конечно, упорство, труд и всякое прочее, но сколько дарований застревало на этапе «социализации»?! Ответ, полагаю, прост: московская консерватория, аспирантура, удачная музыкальная карьера, забвение  (не формат), возрождение в обновленном государстве, удачный выбор спутника жизни – скорее, партнера, отъезд в Германию, а  там – мировая презентация. Хотя, ничего бы этого не случилось, если б Софья Асгатовна не верила в свою исключительность. Да! Именно это чувство ведет к успеху, именно оно не дает погрязнуть в низкотемье повседневных будней. Свое 80-летие она справляла в том числе на родине – в Казани. Конечно же, концертами.

Комментарии можно оставить в разделе "Отзывы"